- 656
- 27.05.21
Что такое кадастровый паспорт объекта недвижимости и что нужно для его получения?
Кадастровый паспорт – это не что иное, как выписка из Росреестра данных об объектах недвижимого имущества. Выдается он в подразделениях Бюро Технической Инвентаризации на основании информации, имеющейся в общероссийской базе данных. Данный документ должен иметь каждый объект недвижимости: квартира, дача, коттедж, земля, коммерческие помещения и т. д. Существует три типа кадастровых паспортов: на землю; на жилой или нежилой объект; на объекты незавершенного строительства.
Для чего может быть нужен кадастровый паспорт?
Если никаких сделок касаемо используемой недвижимости не намечается, кадастровый паспорт может и не потребоваться. Если же решается вопрос о продаже, обмене, завещании или сдаче недвижимости в аренду, без оформления данного документа не обойтись.
На сегодняшний день – это единственный документ, удостоверяющий факт существования объекта недвижимости и его собственную идентификацию среди других объектов. Порядок учета недвижимости в России Все недвижимое имущество в России должно учитываться в Государственном Кадастре Недвижимости (ГКН). Формирование ГКН началось в 2008 году, когда вступил в силу закон «О государственном кадастре недвижимости». При этом, до 1 января 2013 года наметился переходный этап, когда для учета недвижимости применялась различная техническая документация: техпаспорт БТИ, план участка и т. д. В настоящий момент для регистрации прав используется только кадастровый паспорт, оформленный в Кадастровой палате Росреестра.
Как узнать, присутствует ли конкретный объект недвижимости в ГКН?
Понять это очень легко. Если объект недвижимого имущества участвовал в сделках с 2008 года, значит, он уже стоит на учете. Если же дата правоустанавливающего документа на недвижимость ранее 2008 года, скорее всего, этого объекта в ГКН нет. Проверить такую информацию можно на сайте Росреестра. Если никаких сведений об объекте нет, следует его поставить на кадастровый учет. При этом придется сделать замеры помещения (либо здания) и получить технический план. На землю обычно заводится межевое дело.
Порядок оформления для земельного участка
Оформление кадастрового паспорта на земельный участок допускается после внесения его в Росреестр и присвоения индивидуального кадастрового номера. Получить паспорт на землю можно несколькими способами:
- сделать запрос в местное отделение кадастровой палаты; направить запрос на предоставление сведений почтой Россией или через Интернет;
- сделать запрос на получение электронной версии.
Каждый из предложенных способов предполагает уплату госпошлины. Преимущество первого варианта состоит в получении оригинальной документации с подписями, не требующими заверения у нотариуса. Однако быстрее всего будет сделать запрос на электронную версию.
Паспорт состоит из четырех блоков информации:
- общие сведения об участке;
- схема участка и точный план;
- последующие два блока включают информацию о правовых ограничениях используемого объекта (оформление залога по кредитному договору, месторасположение в черте заповедника или в зоне охраняемого водного объекта и т. д.).
Порядок оформления на квартиру
Паспорт на квартиру включает следующую информацию:
- полный достоверный адрес;
- номер квартиры на поэтажном плане;
- кадастровый номер;
- предназначение объекта (жилое/нежилое);
- тип жилой недвижимости (комната/квартира);
- суммарная площадь с указанной жилой площадью;
- количество этажей в строении, этаж, на котором располагается квартира;
- инвентаризационный номер; дата последней техэкспертизы;
- БТИ, оформившее документ.
Помимо указанной информации в паспорте присутствует также графический блок, где представлен план объекта недвижимости с указанием точного масштаба. Кадастровый номер требует отдельного пояснения. Он представляет собой уникальный номер, присваиваемый конкретному объекту в процессе регистрации в Росреестре. По такому номеру можно отследить все сделки касаемо интересуемого объекта недвижимости, а также все изменения, вносимые в кадастровый или технический план.
Пошаговая инструкция по получению Процедура оформления прописана в законе «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», согласно которому вся информация об объектах недвижимости (в том числе подробные технические характеристики), а также сведения о владельце вносятся в единую регистрационную базу.
Чтобы получить кадастровый паспорт, нужно сначала собрать полный пакет документов на квартиру, включающих свидетельство о праве собственности, паспорт владельца и составленное заявление. Если ранее паспорт не оформлялся, нужно вызвать технического специалиста, который произведет осмотр квартиры и внесет сведения в техплан. После этого назначается примерная дата получения паспорта.
Если в квартире совершались какие-либо несогласованные перепланировки, процедура оформления может несколько затянуться, а за совершенное нарушение нужно будет заплатить штраф. Процедура первичного оформления довольно длительная. Ее можно ускорить, если оплатить срочный тариф. Однако, в таком случае стоимость кадастрового паспорта выйдет намного дороже, чем обычный размер государственной пошлины. Если же сведения об объекте внесены в государственный реестр, можно просто получить выписку на текущую дату.
Перечень документов, необходимых для оформления
Список требуемых документов зависит от конкретной ситуации. В самом простом случае получить его можно с одним лишь паспортом на руках. Однако, если объект нужно поставить на кадастровый учет или внести новые сведения в Росреестр, вместе с паспортом предоставляется:
- правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности, договор социального найма, передаточный акт и договор с застройщиком и т. д.);
- документы, касающиеся перепланировки (техпаспорт со свежими данными, судебное решение – при самовольной перепланировке, заключение санэпидемстанции и т. д.);
- заверенная у нотариуса доверенность (либо удостоверение личности представителя, если заявление подает доверенное лицо).
Помимо этого необходимо оплатить госпошлину за оформление кадастрового паспорта. Это можно сделать через кассу или в отделении любого банка.
Отказ в постановлении на кадастровый учет
Решение об отказе в постановлении на кадастровый учет можно быть вынесено в следующих случаях:
- предоставленная документация не отвечает нормам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»;
- объект сформирован из одного или нескольких объектов недвижимого имущества и раздел или отделение доли (или другое осуществляемое при таком формировании действие с преобразуемым объектом) не допускается в соответствии с действующим законодательством;
- объект недвижимого имущества сформирован из объекта недвижимости, внесенная в государственный кадастр информация о котором носит непостоянный характер (исключение составляет выдел или раздел земли, при которых преобразуемый участок остается в измененных границах);
- заявление подало ненадлежащее лицо; закончился срок приостановки кадастрового учета, при этом не устранены обстоятельства, повлекшие принятие решения о приостановке.
Решение об отказе в постановке участка земли на кадастровый учет может быть принято в следующих случаях:
- размер участка земли не отвечает нормам действующего законодательства (минимальный или максимальный размер земельного участка);
- земельный участок создан в результате преобразования участка земли и размер последнего вследствие этого преобразования не будет соответствовать допустимой минимальной площади земельного участка; нет доступа к земельному участку (отсутствует проход или подъезд);
- участок сформирован в процессе преобразования другого земельного надела, и к последнему вследствие такого преобразования утрачивается доступ;
- территория участка проходит через границу муниципального образования или населенного пункта;
- земля сформирована из нескольких участков, имеющих отношение к разным подгруппам земель (за исключением допустимых в соответствии с действующим законодательством случаев).